Наверняка вы слышали эту известную в психологии триаду: Преследователь, Спаситель и Жертва. Это треугольник известного психолога Стивена Карпмана.
«Драматический треугольник», «треугольник манипуляторов», «треугольник судьбы» – вот такие грандиозные у него названия. И это не с проста! Ведь по этой модели строятся манипулятивные отношения… тяжелые, завязанные на доминировании, подавлении, обесценивании, не редко насилии (как психологическом, так и физическом).
Треугольник Стивена Карпмана: основная идея
Треугольник – это модель или схема, цель которой показать нам основные закономерности, по которым строятся психологические игры, в которых каждая из сторон пытается что-то выцыганить у другой, какой-то важный для нее в психологическом смысле ресурс. Но делает она это прибегая к манипуляции. В том числе используются двойные послания, в которых на поверхности заявляется что-то одно (как правило «хорошее»), а истинный смысл послания и намерения игрока скрыты и прямо на предъявляются. Когда же проигрывается игра, участники остаются как минимум с неприятны впечатлением, чувством смущения, обидами, взаимными обвинениями, а иногда и с вполне конкретными материальными или физическими потерями.
Людей в треугольнике может быть разное количество. Но роли (стороны треугольника) три – Преследователь, Спаситель и Жертва. Это ячейки в которые в реальных отношениях входят разные люди, чтобы сделать в этом конкретном отношении свое послание из соответствующей роли (например, пожаловаться из роли Жертвы).
В отношении может быть и два человека. И тогда они по очереди переключаются между тремя ролями треугольника. А на какой-то стороне может быть и целый коллектив (например, когда мы все дружно порицаем и преследуем белую ворону, которая у нас завелась). С.Карпман, к примеру, иллюстрировал свой треугольник на примере политических партий в Америке, каждая из которых старается в глазах избирателей выставить себя их Спасителем, а оппонента – Преследователем.
В общем, треугольник Карпмана – это очень простая и универсальная модель, которая налезет почти везде. Примеров отношений, построенных на этом треугольнике – куча! Это практически любой конфликт, любые попытки выехать за счет другого, выдурить из кото-то что-то играя на эмоциях или чувствах, спекуляции на тему власти, силы, справедливости, мести, любые созависимые отношения, сексуальные игры и много всего другого.
Начало игры
Собственно, сама идея треугольника зародилась на базе транзактного анализа Эрика Берна («Люди которые играют в игры»). Помните?… В треугольнике проигрывается множество игр. Есть игры, которые играются:
– из Преследователя («Попался сукин сын», «Смотри что я зи-за тебя сделал»)
– из Жертвы («Бедняжка», «Попробуй мне помочь, если сможешь», «Изьян»)
– из Спасителя («Я только хотел помочь», «Что бы вы без меня делали»).
Игроков в игре объединяет то, что никто из них не находится во состоянии взрослого.
Как строил бы отношения взрослый? Конструктивно, ответственно, без двойного дна и манипуляций, не посягая на автономию и границы другого. Взрослый строит отношения на равных. Он знает и принимает себя, понимает что с ним происходит, опирается на свой собственный психологический ресурс, осознанно подходит к своему эмоциональному состоянию, и ожидает того-же от партнера по общению.
Начав игру в треугольнике Карпмана человек выпадает из взрослого. И что тогда начинается?
«Мне все должны!»
«Они, злодеи, преследуют меня за правду!»
«Я борись со злом! Вон с тем!»
«Я так и знал, что ты меня ненавидишь!»
«Вечно все из-за тебя случается!»,
«А у меня руки из попы! Поэтому не просите меня ни о чем!»
«Я самый слабый, решайте все сами!»
«Если ты хороший человек, побей моего обидчика!»
«А ты дай мне ключи от квартиры. Я ничего не украду!» И пошло поехало…
Знакомые фразочки? В таких ситуациях люди часто не отслеживают что на самом деле с ними происходит. Они играют как по накатанной.
Отношения в треугольнике строятся на доминировании и обесценивании партнера по общению. Людей колбасит между собственной грандиозностью (Преследователь, Спаситель), и ничтожностью (Жертва). И партнёр видится им точно также: то дурачком, то половой тряпочкой, то белым пушистиком со сломанной лапкой, то мерзким самодовольным ханжой, жестокосердным монстром, свиньей, змеей и гадиной, а иногда и просто собственной свитой или сырьевым придатком.
В игре есть несколько уровней
Первый уровень – социальный. Видимый. Где мы наблюдаем конкретное поведение и выслушиваем заявления участников.
Второй уровень – психологический. Не такой очевидный для наблюдателей и плохо осознаваемый самими участниками. Здесь находится скрытый смысл, который прячется за припудренной бравадой, которая выдвигается на общее обозрение на первом уровне.
Например, играя в жертву (игра «Бедняжка») человек на внешнем уровне просит помощи. Но на психологическом уровне это может быть стремление уйти от ответственности, ничего не менять и не решать, занять в коллективе особую позицию благодаря своей ущербности, получить внимание и т.п. Но в открытую это, конечно же, не заявляется, и часто не осознается самими игроком. Игроки часто верят в то, что они декларируют на первом внешнем уровне.
Третий уровень – уровень сценария. Тенденция играть в определенные игры, как правило, идет из детства. Когда-то давно, взрослые и сильные люди, в своем стремлении сделать ребенка удобным, выдавили из него подобное поведение. Оно подкреплялось, слало воспринимается как выгодное. В процессе психотерапии часто вскрывается что у человека даже нет понятия, как действовать по-другому. Он не пробовал. Даже не знает как. Он продолжает по-старому выбивать себе привычные психологические бонусы. И часто у него это получается, так как всегда находятся те, кто готов поддержать игру. Получается порочный круг – жизненный сценарий каждый раз подкрепляет игру, а игра каждый раз подкрепляет и подтверждает сценарий.
Такой порочный круг не так просто разорвать. Есть вечные игроки: вечные Жертвы, вечные Преследователи, вечные Спасители. И каждый раз у них все плохо, кто-то виноват и кто-то без них пропадает.
Вот где вся
каша варится! (Переключение ролей)
В процессе взаимодействия между людьми роли в треугольнике переключаются. Человек из Преследователя становится Жертвой, Жертва Спасителем, Спаситель преследователем или наоборот. Поэтому, сложно уследить что происходит и кто что на самом деле тут добивается. Это очень динамическая, постоянно переворачивающаяся структура.
В какой-то момент один человек может выйти из отношения, а на его место входит кто-то новый, не равнодушный к развернувшейся баталии. Часто новые люди включаются с намерением помочь, защитить слабого, восстановить справедливость, обратить всеобщее внимание на то, что им в данный момент кажется правильным. Но в результате треугольник расширяется, и подобно воронке втягивает в себя все новых и новых участников.
Отношения в треугольнике становятся похожими на кашу, или настоящий базар, где уже непонятно что-кто хочет, что добивается, кого защищает или наоборот на кого нападает. Все становится спутанным. В треугольнике постоянно нарушаются личные границы, происходит обесценивание, попытки доминировать, надавить на жалость, выставить другого в дурном свете и выглядеть на его фоне привлекательным, знающим или наоборот пострадавшим и самым нуждающимся. Вам приписывают мысли, неправильно интерпретируют ваши поступки, вынуждают вести себя определённым образом.
В результате в треугольнике нарастают негативные эмоции, обвинения, претензии. Хочется оправдается, что-то доказать, указать другому его место. Но из-за двойных посланий, постоянных переключений ролей и манипуляций призвать кого-то к конструктивному диалогу в треугольнике очень сложно.
Вы действительно хотите в это играть?
На самом деле, в треугольнике Карпмана время от времени находимся мы все. Просто кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Чьи-то игры почти безобидны, в чьи-то заканчиваются в тюрьме или больничной койке.
Он срабатывает как ловушка. Большинство людей не осознают игру, в которую втянуты. Не видят, как своим собственным поведением удерживают и подтверждают один и тот же сценарий, втягивают других людей в свою привычную и удобную систему отношений. Более того, в игре есть и выгоды (удобная позиция, предсказуемость ситуации, иллюзия безопасности, привычные негативные эмоции и реакции, право обижаться, мстить, требовать и прочие бонусы).
Есть ли выход из треугольника?
Конечно есть. Но для этого требуется определенная работа. Говоря простым языком, нужно осознать где и почему ты находишься, какая игра в данный момент происходит, и прекратить в нее играть. Иными словами – изменить свое поведение в конкретной ситуации, отказаться от манипуляций, перестать позволять манипулировать собой. Только и всего!.. Ох если бы это было так просто …
Есть игры лёгкие, не завязанные на серьезных претензиях друг к другу, и если ты внутренне готов прекратить игру – это можно сделать небольшими усилиями.
Но что делать, если человеком в игре движет значительная вторичная выгода, его непроработанный детский сценарий, глубока травма, огромный внутренний дефицит, который он не научился восполнять по-другому, или если другие игроки в треугольнике – его близкие, которых все устраивает и они не желают менять поведение? Выйти безболезненно не получится. В таких ситуациях, как правило, нужна помощь психотерапевта, который специализируется на решении таких вопросов.
Если вам интересно узнать детальнее о треугольнике Кармана, а также примеры игр, которые могут в нем разыгрываться, смотрите ВИДЕО.
ВИДЕО 1. О главной сути треугольника
ВИДЕО 2. Игры в треугольнике, манипуляции и расплаты
ВИДЕО 3. Характеристика ролей в треугольнике: Преследователь, Спаситель и Жертва